Английский без путаницы: простые шаги под чутким руководством!
  • Репетитор, который заряжает энергией
  • Наставник, вдохновляющий на развитие
  • Основатель собственной онлайн-школы
История Светланы Соболевой
Как-то в детстве папа показал мне интересный фильм про волшебство, который затянул меня с самого первого кадра. Оригинал фильма был на английском. История, рассказанная в фильме, так запала мне в душу, что я решила непременно выучить язык. Мне хотелось понимать речь персонажей без перевода, и именно это стало моей главной мотивацией. Сначала я занималась английским сама, а потом на языковых курсах. Со временем интерес к языку рос, и я поступила в институт, чтобы углубить знания и расширить возможности понимания языка.
Чем запомнилась вам учеба в институте?
Я училась в Новом Гуманитарном Институте, который располагался в городе Электросталь. Это было частное, небольшое учебное заведение. С нами работали высококлассные преподаватели, которые параллельно читали лекции в Московских вузах. Многие имели ученые степени. Благодаря интересной подаче материала обучение проходило увлекательно и комфортно. Преимущество института — это маленькие группы по 12 человек, что обеспечивало практически индивидуальный подход к каждому студенту. Там же я посещала дополнительные курсы по немецкому языку и участвовала в конференциях по французскому. Закончив обучение получила квалификацию лингвиста по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур».
Светлана, расскажите, как и когда появилась любовь к английскому языку?
Статью подготовила:
журналист школы Schoolsmart Наталья Ладутько
Моя карьера началась в международной консалтинговой компании в Москве. Там я работала оператором колл-центра и заменяла помощников разных отделов во время их отпуска или болезни. Позже мне предложили должность ассистента руководителя, но я отказалась. Еще некоторое время проработала помощником в нескольких компаниях Московской области. Однако эта работа казалась мне неинтересной, и я решила попробовать свои силы в преподавании.
Светлана, где удалось поработать после окончания института?
Как вы пришли к репетиторству?
Мне всегда нравилось частное преподавание. Я не рассматривала работу в общеобразовательной школе. Классическое преподавание меня не привлекало, там нет места для роста и возможностей обучать детей правильно, грамотно. Преподавание строится по принципу принуждения. Поэтому я решила найти частную языковую школу английского языка. В 2013 году в городе Ногинск я устроилась в школу «Hello». Это был мой первый опыт педагогической работы. Я научилась работать в группах, использовать международные учебники. Именно здесь я готовила ученика к сдаче ЕГЭ. Мой ученик набрал 99 баллов. Это был первый и очень успешный опыт. В том же году я самостоятельно прошла обучение и получила международный сертификат TKT в Москве. Также в 2013 году во время работы в «Hello» я ездила в Германию на недельное обучение немецкому языку.
После этого я устроилась в международный языковой центр «Language Link» уже в городе Электросталь. Там я научилась проводить тематические занятия и внедрять интерактив в свою работу. В «Language Link» было больше возможностей, группы и несколько преподавателей, а также хорошее техническое оснащение. После курсов ТКТ я существенно поменяла подход к преподаванию и стала использовать его в группах, воплощая в жизнь. В этот период мне удалось съездить на Мальту, где проходило обучение со студентами из разных стран, и был сдан экзамен на знание языка CAE. В 2015 году я прошла обучение на сертификат CELTA, который дает возможность обучать английскому языку взрослых не только в России, но и в других странах.
Как сложилась Ваша карьера дальше?
За годы учебы и работы я накопила огромный педагогический опыт и мне захотелось организовать свой собственный проект. Я сняла помещение и работала самостоятельно, совмещая индивидуальный и групповой форматы. Сама формировала график и решала, как и что преподавать. Ученики приходили через сарафанное радио, и недостатка в них не было. Через полгода я пригласила еще одного преподавателя. Постепенно мы расширялись, превратив небольшой проект в школу. В 2017 году из-за семейных обстоятельств мне пришлось закрыть центр, однако ещё год я продолжала работать с группами сама. Переход в онлайн практически совпал с пандемией. Старых учеников практически не осталось, и на новый удаленный формат пришлось набирать заново. В то время я устроилась в онлайн-школу «Skyeng», параллельно работая и со своими учениками. В том же 2019 году состоялась поездка в Англию на курсы повышения квалификации.
Расскажите о своей уникальной методике преподавания
Первый момент — это то, что я не даю весь материал целиком, а задаю наводящие вопросы, чтобы ученик думал и был вовлечен в процесс. На моих занятиях не получается просто так «отсидеться». Благодаря этому работа проходит гораздо эффективнее. Ошибки корректирую по методике, которую узнала на курсах CELTA: суть в том, что ученик сам находит и исправляет ошибки, а я направляю процесс и показываю разные способы исправления. Основу моих уроков составляет разговорный, живой язык. В работе акцент ставится на тех навыках, которые «проседают» у данного ученика. Перед началом занятий я провожу обязательную диагностику: смотрю на исходный уровень языка — грамматику, устную речь, скорость усвоения материалов и т. д. Каждое занятие начинается с разговорной практики для снятия напряжения, затем следует изучение нового материала и игровая активность для закрепления. Иногда подключаю презентации для разнообразия и дополнительного запоминания новых слов и грамматики. В конце занятия возвращаюсь к разговорной практике, чтобы закрепить пройденное и оценить самочувствие ученика.
Светлана, как и когда вам захотелось  уйти в «свободное плавание»?
Все занятия записываются для того, чтобы сравнить первое и последнее занятие месяца. Так можно увидеть, каких результатов мы достигли. Раз в месяц я делаю родителям подробный отчет о прогрессе ученика: в чем он силен, над чем еще стоит поработать и даю прогноз на следующий месяц.
Светлана, а как вы отслеживаете прогресс ученика?
С какими возрастными группами вы работаете?
Я работаю со взрослыми и школьниками с первого по одиннадцатый класс. У меня есть специальная программа для начальной школы, которая подготавливает первоклассника к изучению языка. К приходу во второй класс ребенок уже будет уметь читать по-английски. Также есть готовый курс общего английского для подростков с пятого по одиннадцатый класс; кроме того, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Ко мне могут обратиться и взрослые люди с любым уровнем подготовки.
Школа уже работает. У меня есть педагоги по английскому языку. Но я планирую развивать этот проект и пригласить еще несколько преподавателей чтобы охватить весь спектр школьных предметов для более разностороннего образования. Также планирую добавить еще несколько иностранных языков.
У вас уже есть своя онлайн-школа. Расскажите об этом проекте
Что вас вдохновляет в профессии репетитора?
Безусловно, меня вдохновляют результаты учеников. Приятно видеть, как ребята достигают своих целей. Мы поддерживаем обратную связь, и они делятся со мной своими достижениями. Я стараюсь быть для своих учеников не только преподавателем, но и наставником. Мои советы не раз меняли выбор и направление в жизни. Например, у меня была одна ученица. Мы подтягивали английский с очень низкого уровня. За год занятий она полюбила язык и даже решила поступить на переводчика. В нее не верили учителя и отговаривали от поступления. Но мы продолжали готовиться, а я старалась всячески ее поддержать. В итоге проходной балл был набран, и она поступила туда, куда хотела. Сейчас эта ученица — успешный военный переводчик. Она знает уже несколько языков. Эта вдохновляющая история о вере и поддержке, которую я рассказываю тем, кто сомневается в своих силах.
Я очень люблю путешествовать, знакомиться с культурами и традициями разных народов. Я уже была в Германии, Англии, Дубае и на Мальте. Мечтаю побывать во Франции и на Мальдивах. Еще интересуюсь эфирными маслами и применяю их в повседневной жизни для вдохновения, укрепления самочувствия и достижения целей. Мне нравится удивительный мир природы, ароматов и растений. Мечтаю увидеть лавандовые поля. Также в сферу моих интересов входит постоянное саморазвитие. В первую очередь это связано с преподаванием: мне нравится придумывать что-то новое для моих учеников, внедрять современные ресурсы, снимать видео и делиться интересными фактами на английском языке. Я улучшаю свою методику преподавания и ищу способы сделать уроки еще продуктивнее и увлекательнее.
Есть ли у вас хобби и увлечение, помимо преподавания?
О чем вы мечтаете?
В профессиональном плане я хочу сдать экзамен Delta. В России это сделать невозможно, поэтому буду рассматривать США или Великобританию. Я мечтаю увидеть много стран, путешествовать, полетать на вертолёте и побывать на сафари. Хотелось бы попасть на необычную экскурсию, которую не проводят для широкой аудитории. Это редкие интересные места, где нет большого потока туристов.
Я советую пройти хорошее обучение. Это очень важно. В моём случае это был не сам экзамен TKT, а та подготовка, что была вокруг него: как правильно работать, какие методики использовать, как организовать занятия, как работать с ошибками и т. д. Этот курс стал отправной точкой, которая перевернула мой подход к обучению. Ещё важно любить свое дело и стараться делать его как можно лучше, постоянно развиваться и совершенствовать свою методику.
Какие советы вы могли бы дать начинающим репетиторам, которые хотят дать максимальную пользу своим ученикам?